Оперативный приказ Народного комиссара Внутренних Дел Союза ССР № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов»1*
Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших участников антисоветских вооруженных выступлений. Остались почти нетронутыми в деревне значительные кадры политических партий (эсеров, грузмеков, дашнаков, муссаватистов, иттихадистов и др.), а также кадры бывших активных участников бандитских восстаний, белых карателей, репатриантов и т.п.
Часть перечисленных выше элементов, уйдя из деревни в города, проникла на предприятия промышленности, транспорт и на строительства.
Кроме того, в деревне и городе до сих пор еще гнездятся значительные кадры уголовных преступников — скотоконокрадов, воров-рецидивистов, грабителей и др., отбывавших наказание, бежавших из мест заключения и скрывающихся от репрессий. Недостаточность борьбы с этими уголовными контингентами создала для них условия безнаказанности, способствующие их преступной деятельности.
Как установлено, все эти антисоветские элементы являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых областях промышленности.
Перед органами государственной безопасности стоит задача — самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства.
В соответствии с этим приказываю — с 5 августа 1937 года во всех республиках, краях и областях начать операцию по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников.
В Узбекской, Туркменской, Таджикской и Киргизской ССР операцию начать с 10 августа с.г., а в Дальневосточном и Красноярском краях и в Восточно-Сибирской области — с 15 августа с.г.
При организации и проведении операций руководствоваться следующим:
I. Контингенты, подлежащие репрессии
1. Бывшие кулаки, вернувшиеся после отбытия наказания и продолжающие вести активную антисоветскую подрывную деятельность.
2. Бывшие кулаки, бежавшие из лагерей или трудпоселков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания, которые ведут антисоветскую деятельность.
3. Бывшие кулаки и социально опасные элементы, состоявшие в повстанческих, фашистских, террористических и бандитских формированиях, отбывшие наказание, скрывшиеся от репрессий или бежавшие из мест заключения и возобновившие свою антисоветскую преступную деятельность.
4. Члены антисоветских партий (эсеры, грузмеки, муссаватисты, иттихадисты и дашнаки), бывшие белые, жандармы, чиновники, каратели, бандиты, бандпособники, переправщики, реэмигранты, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из мест заключения и продолжающие вести активную антисоветскую деятельность.
5. Изобличенные следственными и проверенными агентурными материалами наиболее враждебные и активные участники ликвидируемых сейчас казачье-белогвардейских повстанческих организаций, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных формирований.
Репрессированию подлежат также элементы этой категории, содержащиеся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.
6. Наиболее активные элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу.
7. Уголовники (бандиты, грабители, воры-рецидивисты, контрабандисты-профессионалы, аферисты-рецидивисты, скотоконокрады), ведущие преступную деятельность и связанные с преступной средой.
Репрессированию подлежат также элементы этой категории, которые содержатся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.
8. Уголовные элементы, находящиеся в лагерях и трудпоселках и ведущие в них преступную деятельность.
9. Репрессии подлежат все перечисленные выше контингенты, находящиеся в данный момент в деревне — в колхозах, совхозах, сельскохозяйственных предприятиях и в городе — на промышленных и торговых предприятиях, транспорте, в советских учреждениях и на строительстве.
II. О мерах наказания репрессируемым и количестве подлежащих репрессии
1. Все репрессируемые кулаки, уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории:
а) к первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и по рассмотрении их дел на тройках — расстрелу.
б) ко второй категорий относятся все остальные менее активные, но все же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них, заключению на те же сроки в тюрьмы по определению тройки.
2. Согласно представленным учетным данным Наркомами республиканских НКВД и начальниками краевых и областных управлений НКВД утверждается следующее количество подлежащих репрессии:
Первая категория |
Вторая категория |
Всего |
|
1. Азербайджанская ССР |
1500 |
3750 |
5250 |
2. Армянская ССР |
500 |
1000 |
1500 |
3. Белорусская ССР |
2 000 |
10 000 |
12 000 |
4. Грузинская ССР |
2000 |
3000 |
5000 |
5. Киргизская ССР |
250 |
500 |
750 |
6. Таджикская ССР |
500 |
1300 |
1800 |
7. Туркменская ССР |
500 |
1500 |
2000 |
8. Узбекская ССР |
750 |
4000 |
4750 |
9. Башкирская АССР |
500 |
1500 |
2000 |
10. Бурято-Монгольская АССР |
350 |
1500 |
1850 |
11. Дагестанская АССР |
500 |
2500 |
3000 |
12. Карельская АССР |
300 |
700 |
1000 |
13. Кабардино-Балкарская АССР |
300 |
700 |
1000 |
14. Крымская АССР |
300 |
1200 |
1500 |
15. Коми АССР |
100 |
300 |
400 |
16. Калмыцкая АССР |
100 |
300 |
400 |
17. Марийская АССР |
300 |
1500 |
1800 |
18. Мордовская АССР |
300 |
1500 |
1800 |
19. Немцев Поволжья АССР |
200 |
700 |
900 |
20. Северо-Осетинская АССР |
200 |
500 |
700 |
21. Татарская АССР |
500 |
1500 |
2000 |
22. Удмурдская АССР |
200 |
500 |
700 |
23. Чечено-Ингушская АССР |
500 |
1500 |
2000 |
24. Чувашская АССР |
300 |
1500 |
1800 |
25. Азово-Черноморский край |
5000 |
8000 |
13 000 |
26. Дальне-Восточный край |
2000 |
4000 |
6000 |
27. Западно-Сибирский край |
5000 |
12 000 |
17 000 |
28. Красноярский край |
750 |
2500 |
3250 |
29. Орджоникидзевский край |
1000 |
4000 |
5000 |
30. Восточно-Сибирский край |
1000 |
4000 |
5000 |
31. Воронежская обл. |
1000 |
3500 |
4500 |
32. Горьковская обл. |
1000 |
3500 |
4500 |
33. Западная обл. |
1000 |
5000 |
6000 |
34. Ивановская обл. |
750 |
2000 |
2750 |
35. Калининская обл. |
1000 |
З000 |
4000 |
36. Курская обл. |
1000 |
З000 |
4000 |
37. Куйбышевская обл. |
1000 |
4000 |
5000 |
38. Кировская обл. |
500 |
1500 |
2000 |
39. Ленинградская обл. |
4000 |
10 000 |
14 000 |
40. Московская обл. |
5000 |
30 000 |
35 000 |
41. Омская обл. |
1000 |
2500 |
3500 |
42. Оренбургская обл. |
1500 |
3000 |
4500 |
43. Саратовская обл. |
1000 |
2000 |
3000 |
44. Сталинградская обл. |
1000 |
3000 |
4000 |
45. Свердловская обл. |
4000 |
6000 |
10 000 |
46. Северная обл. |
750 |
2000 |
2750 |
47. Челябинская обл. |
1500 |
4500 |
6000 |
48. Ярославская обл. |
750 |
1250 |
2000 |
Украинская ССР |
|||
1. Харьковская обл. |
1500 |
4000 |
5500 |
2. Киевская обл. |
2000 |
3500 |
5500 |
3. Винницкая обл. |
1000 |
3000 |
4000 |
4. Донецкая обл. |
1000 |
3000 |
4000 |
5. Одесская обл. |
1000 |
3500 |
4500 |
6. Днепропетровская обл. |
1000 |
2000 |
3000 |
7. Черниговская обл. |
300 |
1300 |
1600 |
8. Молдавская АССР |
200 |
500 |
700 |
Казахская ССР |
|||
1. Северо-Казахстанская обл. |
650 |
300 |
950 |
2. Южно-Казахстанская обл. |
350 |
600 |
950 |
3. Запад но-Казахстанская обл. |
100 |
200 |
300 |
4. Кустанайская обл. |
150 |
450 |
600 |
5. Восточно-Казахстанская обл. |
300 |
1050 |
1350 |
6. Актюбинская обл. |
350 |
1000 |
1350 |
7. Карагандинская обл. |
400 |
600 |
1000 |
8. Алма-Атинская обл. |
200 |
800 |
1000 |
Лагеря НКВД |
10 000 |
— |
10 000 |
3. Утвержденные цифры являются ориентировочными. Однако наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД не имеют права самостоятельно их превышать. Какие бы то ни было самочинные увеличения цифр не допускаются.
В случаях, когда обстановка будет требовать увеличения утвержденных цифр, наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД обязаны представлять мне соответствующие мотивированные ходатайства.
Уменьшение цифр, а равно и перевод лиц, намеченных к репрессированию по первой категорий — во вторую категорию и, наоборот — разрешается.
4. Семьи приговоренных по первой и второй категориям как правило не репрессируются.
Исключение составляют:
а) Семьи, члены которых способны к активным антисоветским действиям. Члены такой семьи, с особого решения тройки, подлежат водворению в лагеря или трудпоселки.
б) Семьи лиц, репрессированных по первой категории, проживающие в пограничной полосе, подлежат переселению за пределы пограничной полосы внутри республик, краев и областей.
в) Семьи репрессированных по первой категория, проживающие в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Ростове на Дону, Таганроге и в районах Сочи, Гагры и Сухуми, подлежат выселению из этих пунктов в другие области по их выбору, за исключением пограничных районов.
5. Все семьи лиц, репрессированных по первой и второй категориям, взять на учет и установить за ними систематическое наблюдение.
III. Порядок проведения операции
1. Операцию начать 5 августа 1937 года и закончить в четырехмесячный срок.
В Туркменской, Таджикской, Узбекской и Киргизской ССР операцию начать 10 августа с.г., а в Восточно-Сибирской области, Красноярском и Дальневосточном краях — с 15 августа с.г.
2. В первую очередь подвергаются репрессии контингенты, отнесенные к первой категории.
Контингенты, отнесенные ко второй категории, до особого на то распоряжения, репрессии не подвергаются.
В том случае, если нарком республиканского НКВД, начальник управления или областного отдела НКВД, закончив операцию по контингентам первой категории, сочтет возможным приступить к операции по контингентам, отнесенным ко второй категории, он обязан, прежде чем к этой операции фактически приступить — запросить мою санкцию и только после получения ее, начать операцию.
В отношении всех тех арестованных, которые будут осуждены к заключению в лагеря или тюрьмы на разные сроки, по мере вынесения приговоров доносить мне сколько человек, на какие сроки тюрьмы или лагеря осуждено. До получении этих сведений я дам указания о том, каким порядком и в какие лагеря осужденных направить.
3. В соответствии с обстановкой и местными условиями территория республики, края и области делится на оперативные сектора.
Для организации и проведения операции по каждому сектору формируется оперативная группа, возглавляемая ответственным работником НКВД республики, краевого или областного Управления НКВД, могущим успешно справиться с возлагаемыми на него серьезными оперативными задачами.
В некоторых случаях начальниками оперативных групп могут быть назначены наиболее опытные и способные начальники районных и городских отделений.
4. Оперативные группы укомплектовать необходимым количеством оперативных работников и придать им средства транспорта и связи.
В соответствии с требованиями оперативной обстановки группам придать войсковые или милицейские подразделения.
5. На начальников оперативных групп возложить руководство учетом и выявлением подлежащих репрессированию, руководство следствием, утверждение обвинительных заключений и приведение приговоров троек в исполнение.
Начальник оперативной группы несет ответственность за организацию и проведение операции на территории своего сектора.
6. На каждого репрессированного собираются подробные установочные данные и компрометирующие материалы. На основании последних составляются списки на арест, которые подписываются начальником оперативной группы и в 2 экз. отсылаются на рассмотрение и утверждение Наркому внутренних дел, начальнику управления или областного отдела НКВД.
Нарком внутренних дел, начальник управления или областного отдела НКВД рассматривает список и дает санкцию на арест перечисленных в нем лиц.
7. На основании утвержденного списка начальник оперативной группы производит арест. Каждый арест оформляется ордером. При аресте производится тщательный обыск. Обязательно изымаются: оружие, боеприпасы, военное снаряжение, взрывчатые вещества, отравляющие и ядовитые вещества, контрреволюционная литература, драгоценные металлы в монете, слитках и изделиях, иностранная валюта, множительные приборы и переписка.
Все изъятое заносится в протокол обыска.
8. Арестованные сосредоточиваются в пунктах по указаниям Наркомов внутренних дел, начальников управлений или областных отделов НКВД. В пунктах сосредоточения арестованных должны иметься помещения, пригодные для размещения арестованных.
9. Арестованные строго окарауливаются. Организуются все мероприятия, гарантирующие от побегов или каких-либо эксцессов.
IV. Порядок ведения следствия
1. На каждого арестованного или группу арестованных заводится следственное дело. Следствие проводится ускоренно и в упрощенном порядке.
В процессе следствия должны быть выявлены все преступные связи арестованного.
2. По окончании следствия дело направляется на рассмотрение тройки.
К делу приобщаются: ордер на арест, протокол обыска, материалы, изъятые при обыске, личные документы, анкета арестованного, агентурно-учетный материал, протокол допроса и краткое обвинительное заключение.
V. Организация и работа троек60
1. Утверждаю следующий персональный состав республиканских, краевых и областных, троек2*.
2. На заседаниях троек может присутствовать (там, где он не входит в состав тройки) республиканский краевой или областной прокурор.
3. Тройка ведет свою работу или, находясь в пункте расположения соответствующих НКВД, УНКВД или областных отделов НКВД или выезжая к местам расположения оперативных секторов.
4. Тройки рассматривают представленные им материалы на каждого арестованного или группу арестованных, а также на каждую подлежащую выселению семью в отдельности.
Тройки, в зависимости от характера материалов и степени социальной опасности арестованного, могут относить лиц, намеченных к репрессированию по 2 категории — к 1 категории и лиц, намеченных к репрессированию по первой категории — ко второй.
5. Тройки ведут протоколы своих заседаний, в которые и записывают вынесенные ими приговора в отношении каждого осужденного.
Протокол заседания тройки направляется начальнику оперативной группы для приведения приговоров в исполнение. К следственным делам приобщаются выписки из протоколов в отношении каждого осужденного.
VI. Порядок приведения приговоров в исполнение
1. Приговоры приводятся в исполнение лицами по указаниям председателей троек, т.е. наркомов республиканских НКВД, начальников управлений или областных отделов НКВД.
Основанием для приведения приговора в исполнение являются — заверенная выписка из протокола заседания тройки с изложением приговора в отношении каждого осужденного и специальное предписание за подписью председателя тройки, вручаемые лицу, приводящему приговор в исполнение.
2. Приговоры по первой категории приводятся в исполнение в местах и порядком по указанию наркомов внутренних дел, начальников управления и областных отделов НКВД с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения приговора в исполнение.
Документы об исполнении приговора приобщаются в отдельном конверте к следственному делу каждого осужденного.
3. Направление в лагеря лиц, осужденных по 2 категории, производится на основании нарядов, сообщаемых ГУЛАГом НКВД СССР.
VII. Организация руководства операций и отчетность
1. Общее руководство проведением операций возлагаю на моего заместителя — Начальника главного управления государственной безопасности комкора т. Фриновского.
Для проведения работы, связанной с руководством операций, сформировать при нем специальную группу.
2. Протоколы троек по исполнении приговоров немедленно направлять начальнику 8 Отдела ГУГБ НКВД СССР с приложением учетных карточек по форме № 1.
На осужденных по 1 категории одновременно с протоколом и учетными карточками направлять также и следственные дела.
3. О ходе и результатах операции доносить пятидневными сводками к 1, 5, 10, 15, 20 и 25 числу каждого месяца телеграфом и подробно почтой.
4. О всех вновь вскрытых в процессе проведения операции контрреволюционных формированиях, возникновении эксцессов, побегах за кордон, образовании бандитских и грабительских групп и других чрезвычайных происшествиях доносить по телеграфу немедленно.
При организации и проведении операции принять исчерпывающие меры к тому, чтобы не допустить: перехода репрессируемых на нелегальное положение; бегства с мест жительства и особенно за кордон; образования бандитских и грабительских групп, возникновения каких-либо эксцессов.
Своевременно выявлять и быстро пресекать попытки к совершению каких-либо активных контрреволюционных действий.
Народный Комиссар Внутренних Дел Союза ССР Генеральный комиссар Государственной Безопасности Ежов.
1* При публикации сохранены орфография и пунктуация документа, с исправлением явных грамматических ошибок, не сказывающихся на содержании. Публикуемый текст сверен с «экземпляром № 1», хранящемся в составе документов Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 июля 1937 г. и являющемся «Копией, заверенной М.П. Фриновским» (АПРФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 212. Л. 59 — 78). Именно текст этой копии был воспроизведен газетой «Труд» 4 июня 1992 г. (№ 88). Содержательных разночтений в названных текстах не имеется, однако стилистика и оформление экземпляра № 2 более соответствует характеру приказа. Поэтому выделяемые в текстах фразы даются нами по экземпляру № 2, подписанным Ежовым.
2* Персональный состав троек не публикуется.
60 Предложения о составе троек по приказу № 00447 должны были вноситься в Политбюро ЦК ВКП(б) от лица местных партийных организаций НКВД—УНКВД в формировании троек на этом этапе, по-видимому, не играли решающей роли Политбюро утвердило составы троек по 68 регионам. По приказу № 00447 председателями троек во всех случаях стали наркомы/начальники НКВД/УНКВД. В качестве других членов тройки в приказе фигурируют во многих случаях партийные руководители региона и председатели исполкомов/СНК, иногда вместо одного или обоих — вторые или даже третьи лица в соответствующей иерархии, нередко в тройку (обычно на место руководителя) включался прокурор или его заместитель. В нескольких случаях в приказе в качестве члена тройки был утвержден кто-то из руководства УНКВД — таким образом, в составе тройки оказывались одновременно два представителя органов НКВД (напри мер, в Челябинске — нач. УНКВД Чистов и его заместитель Малышев, в Красноярске — нач УНКВД Леонюк и пом. Нач. УНКВД З.И. Рабинович, в Куйбышеве — нач. УНКВД Попашенко и зам нач. УНКВД Р.К. Нельке). Никаких твердых указаний относительно номенклатуры должностных лиц, входивших в составы троек, по-видимому, не издавалось, поэтому на этот счет не только в приказе № 00447, но и на протяжении всей операции наблюдается известный разнобой. Аресты, увольнения, болезни, служебные перемещения и др. причины заставляли включать в тройки новых людей, в составах которых мы встречаем военных прокуроров, начальников ДТО НКВД, начальников управлений милиции, секретарей горкомов партии, заведующих отделами региональных партийных и советских органов, и т п. Все же наиболее «каноническим» оставался вариант, когда в тройке были представлены, кроме начальника УНКВД, руководители региона по партийной и советской линиям. См. в шифротелеграмме Фриновского от 28 октября 1937 г начальникам УНКВД вновь образованных административно-территориальных единиц (Рязанской, Читинской, Вологодской, Тамбовской областей, Алтайского края) «Немедленно сообщите кандидатуры для утверждения Особой тройки Вашим председательством. Члены 1) первый или второй секретарь обкома, 2) областной прокурор или предисполкома». (ЦА ФСБ. Ф. 3. Оп. 4. Д. 150. Л. 202). Здесь характерно также обращение за предложениями по составу троек к руководителям УНКВД — с осени 1937 г. это стало если не нормой, то во всяком случае обычной практикой. Требование об утверждении новых членов местных троек высшим партийным руководством страны сохранялось на всем протяжении операции. Однако во многих случаях мы не находим соответствующих решений в протоколах Политбюро, и единственным документом, удостоверяющим включение тех или иных лиц в тройки, остается утверждение в телеграмме, адресованной местному руководителю НКВД/УНКВД, за подписью Ежова или Фриновского. Исходя из характера контроля Москвы над «кулацкой операцией», можно считать, что эти решения руководителями НКВД всегда (или почти всегда) согласовывались со Сталиным. (прим Н.Г. Охотина и А.Б. Рогинского)